Главная / раннее чтение за и против
Раннее чтение за и против
В наше время очень большое значение придаётся интеллектуальному развитию ребёнка. Очень модно объявить своего ребёнка, к примеру, индиго и хвастаться, что он читать и говорить начал одновременно. Впрочем, если кроме шуток, то многие родители стараются научить своего ребёнка чтению задолго до достижения им старшего дошкольного возраста. К этому их подталкивает не только общественное мнение, но и изобилие всяческих учебных программ.
Грамотные родители перебирают методики. Кто-то останавливается на кубиках Зайцева. Некоторые отдают предпочтение методике Домана. А есть и такие, кто пробует учебные программы методом тыка, пробуя их на своём ребёнке одну за другой. Хорошо ли это в младшем дошкольном возрасте?
Методика обучения чтению, разработанная Г.Доманом, хороша. Она заключается в том, что малышу демонстрируются карточки с целыми словами. У Н.Зайцева приоритет отдаётся слогам. Эта программа тоже имеет своих последователей и неплохо работает. Дело не в программах, а в самой идее обучения чтению в младших группах детского сада. Многие родители уверены, что чем раньше ребёнок начнёт читать, тем выше будет его интеллект. Что ж, нельзя сказать, что они совсем уж неправы. Расчёт часто оправдывается. Вот только большинство профессиональных педагогов придерживаются особой точки зрения.
Эти педагоги уверены, что в младшем дошкольном возрасте приоритет должен быть отдан эмоциональному развитию ребёнка. Малыш должен осознать себя как личность, утвердиться в обществе ровесников и определить свое место в большом мире.
Одним из известных специалистов, чьё мнение только что озвучено, является Б. Никитин. Им в свое время была создана методика раннего развития. Она допускает раннее обучение чтению, но при этом важным условием называет необходимость поместить ребёнка в специально организованную среду. Метод предполагает, что ребёнок будет знакомиться с буквами не целенаправленно, а как бы периферийными участками сознания, ненавязчиво. Он научится читать не по принуждению, а по собственному желанию. Из интереса.
Любопытно, что супруги Никитины опробовали методику на своих собственных детях. Тогда всё сработало. Но позднее педагог и его жена пришли к выводу, что раннее обучение чтению приносит всё же не только пользу. К примеру, у ребёнка может ухудшиться зрение или возникнуть психическое отклонение в развитии.
На самом деле всё это очень индивидуально. Какой-то ребёнок готов усвоить информацию об алфавите и научиться читать, а какому-то лучше дождаться наступления школьного возраста. Родителям следует иметь в виду, что раннее чтение – не обязательно показатель высокого интеллекта, а всего лишь аномалия в развитии. Это может быть положительная аномалия и при этом оказаться сигналом к тому, что на другие области развития нужно обратить более пристальное внимание.
|